Error get alias
Error get alias
Error get alias
архитектура в стиле Райта
Фрэнк Ллойд Райт (8 июня 18679 апреля 1959) — американский архитектор, создатель «органической архитектуры» и приверженец открытого плана. Созданные им «дома прерий» стали прообразом американской жилой архитектуры XX века.
Концепция
Ф.Л. Райт осуществлял комплексный подход к своим проектам. Он проектировал не только здания, но и ландшафтные участки, а также занимался интерьером. Райт считал, что всё это должно находиться в гармонии.

«Дом — это не стены с крышей. Это пространство внутри них». Так утверждал Ф.Л. Райт, когда проектировал помещения, плавно перетекающие друг в друга. Он старался избегать понятия дома — «жизнь в четырех стенах». Им он предпочитал ниши, перегородки в японском стиле, перепады уровней. Это приближало его творения к природе, где нет неожиданных поворотов, глухих стен и дверей. Ф.Л. Райт часто прибегал к террасам и ленточным окнам как к связующим между внутренним и внешним миром. Его стиль характеризуется обилием горизонтальных линий, преобладание плоских крыш, широких выступающих карнизов.

Пространство, или «текучесть пространства», а также понятия свободный план Ф.Л. Райт считал своими нововведениями в архитектуре. Об этом он говорит в книге «Будущее архитектур»: «Высший порядок — это ощущение освещенного солнцем пространства и легкости сооружения, подобной легкости паутины».

Большинство построек Ф.Л. Райта 1893-1910-х годов — это жилые дома, построенные для частных заказчиков в штате Иллинойс, где в 1894-м году Райт открыл собственное бюро. Они получили название «дома прерий»: невысокие объемы, вытянутые вдоль линии горизонта, вторят плоскому ландшафту Среднего Запада. Именно в этих постройках (Дом Уиллитса, 1902; Дом Кунли, 1908; Дом Роби, 1908) Райт впервые формулирует принципы «органической архитектуры», ставшей его творческим кредо: единство здания и природного окружения, архитектуры и интерьера.

Дом Уиллитса, 1902
Дом крестообразный в плане. Четыре крыла выходят из большого кирпичного камина в центре, обеспечивая больше пространства, чем прямоугольный план. Во втором крыле находится большая гостиная с высокими окнами и обнесенная стеной терраса, в третьем — столовая с большим крыльцом, в четвертом располагаются кухня и помещение для прислуги.

Дом Кунли, 1908

Дом Роби, 1908

Подлинный шедевр среди «домов прерий» — имение Тейлизин-Вест в Аризоне.

Usonia
Usonia — придуманный им акроним для United States of North America, идеальной страны, наполненной небольшими вписанными в ландшафт одноэтажными домами. «Юсоновские» проекты дальше развивали идеи Ф.Л. Райта, впервые декларированные в «домах Прерий». Это были здания для людей среднего класса со свободной планировкой, большими окнами, без гаража, но с навесом для автомобиля. (Именно Ф.Л. Райт ввел в широкий обиход как сами навесы, так и термин для их обозначения — carport.) Помимо прочего, для этих домов был придуман ряд бюджетных архитектурных решений, например, открытая электропроводка в металлических трубках или теплый пол. В общей сложности Ф.Л. Райт спроектировал более сорока таких домов по всей стране.
История юсонианских зданий (usonian house) началась с дома Малкольма Уилли в 1933 году.

«Дом над водопадом»
В 1939 году Ф.Л.Райт построил свой самый знаменитый частный дом для Эдгара и Лилиан Кауфман — «Дом над водопадом». Идея строительства дома не рядом с водопадом, а непосредственно над ним — манифест органической архитектуры. Подобный симбиоз стихии и жилья стал верхней точкой в попытках архитектора гармонизировать человека с природой.

«Дом над водопадом» был первым, в котором Ф.Л.Райт применил железобетон в качестве одного из главных материалов строительства. Основной принцип конструктивно-пространственной архитектуры этого сооружения состоит в том, что перекрытиями в нем служат железобетонные плиты, выступающие из центрального массива в разных направлениях и на разных уровнях. Эти железобетонные консоли террас, повисшие над водопадом, производят впечатление необычайно экзотического архитектурного строения.

Стены дома начинались от земли. Они были поставлены на бетонную горизонтальную площадку, нечто вроде низкой платформы, и заканчивались на уровне подоконников второго этажа, а над ними, под широкими свесами крыши, имеющей небольшой уклон, шли ряды непрерывных окон, через которые внутренние помещения раскрывались к внешнему пространству. Таким образом, стены стали своеобразными ширмами, окружающими внутреннее пространство.

Нижние поверхности выступов крыши были плоскими и окрашенными в светлый цвет, чтобы создать в этом месте сияние рассеянного света, который делал верхние комнаты не сумрачными, а уютными. Свесы крыши имели двойное назначение, служа, с одной стороны, кровом и защитой стен дома, с другой — средством освещения помещений второго этажа рассеянным и отраженным светом, который проходил сквозь специальные конструкции, так называемые «прозрачные ширмы», занявшие место глухих стен. Благодаря им из любой точки помещения открывался захватывающий вид на окружающие красоты.

Первый этаж «Дома над водопадом» представляет собой огромный зал, к которому примыкают столовая, кухня и прихожая. Общая комната, благодаря витражному остеклению и множеству стеклянных дверей, связана с внешним пространством террас, а лестницей — с ручьем внизу.

На втором этаже разместились три спальни, каждая из которых имеет свой балкон. На третьем этаже тоже есть спальня с балконом, отсюда переходный мостик ведет к домикам для гостей, комнатам прислуги и к гаражу.

Внутренняя фактура подобна наружной, штукатурка вообще отсутствует. В интерьерах деревянная обшивка местами смягчает суровость каменных стен и железобетона, остекление защищено от солнца благодаря установленным над входами консольным козырькам, местами сплошным, местами решетчатым.

По эскизам Ф.Л. Райта были изготовлены стулья, столы, лампы и даже ковры для гостиной. Гордостью архитектора был и камин: сложенный из камней очаг окружали выступающие прямо из пола огромные глыбы — натуральные, природные фрагменты той самой скалы, на которой стоял дом.

Дом «Эниссов»
Дом «Эннисов» (Ennis House) в Лос-Анджелесе был спроектирован Ф.Л. Райтом в 1924 году для бизнесмена Чарльза Энниса и его супруги Мейбл и стал вершиной так называемого «текстильного» стиля, изобретенного великим американским архитектором в начале 1920-х гг. Конструкция собрана из 27 тысяч полых «текстильных» блоков, состоящих из смеси гравия, гранита и песка, которые нанизаны на арматуру и украшены с обеих сторон рельефным узором в духе рисунков майя.
Дом расположен на вершине холма, с которого открываются великолепные виды на Лос-Анджелес. Его площадь составляет приблизительно 560 кв м, в нем четыре спальни и 4 ванных комнаты. Интерьеры выглядят величественно и торжественно: высокие потолки, витражные окна, длинные коридоры, мраморные или деревянные полы, мебель ар-деко, мозаичное панно в столовой, работы самого Ф.Л. Райта — здесь все больше напоминает дворец, чем обычное жилище.

Неудивительно, что «Дом Эннисов» так полюбили режиссеры. Он засветился во многих голливудских блокбастерах, музыкальных клипах и сериалах, в числе которых «Баффи — истребительница вампиров», «Бегущий по лезвию» Ридли Скотта, «Твин Пикс» Линча, клипы Рики Мартина и — среди последних — сериал «Игра Престолов», где он выполнял роль резиденции Дейнерис в Миэрине.

Основные принципы органической архитектуры, сформулированные Ф.Л. Райтом:
  • применять по возможности прямые линии и обтекаемые формы при проектировании здания, пропорции которого должны быть максимально приближены к человеческим для комфортной жизни в нем;
  • разрабатывать минимально необходимое число комнат в доме, которые вместе должны образовывать замкнутое пространство, пронизанное воздухом и свободно просматривающееся;
  • связывание структурных частей здания в единое целое, придание ему протяженности по горизонтали и подчеркивание плоскости, параллельной земле;
  • лучшую часть окружающего ландшафта оставить вне объекта и использовать для вспомогательных функций;
  • использовать перетекание одного пространства в другое с минимальным количеством внутренне разделенных помещений;
  • вместо подвала с хозяйственными комнатами в основании здания должен быть низкий цоколь;
  • входные проемы должны соответствовать пропорциям человека и размещаться естественно по схеме здания: вместо стен можно применять прозрачные ограждающие ширмы;
  • при строительстве стремиться к использованию только одного материала, не применять комбинирование различных природных фактур;
  • освещение, отопление и водоснабжение проектируются в виде компонентов самого здания и его строительных конструкций;
  • внутренний интерьер и предметы обстановки должны иметь простую форму и быть совмещены с элементами здания;

Философия Фрэнка Ллойда Райта
  • Естественность, изначально присущая каждому творению архитектуры, не должна быть утеряна. Ф.Л. Райт называл ее «внутренней природой».
  • Целостность и органичность. Здание должно производить впечатление целостности, «сделанного из одного куска», а не собранного из разных деталей.
  • Форма и функция здания — это стержень органической архитектуры.
  • Поэзия и романтика в архитектуре относятся к слову «качество» и жизненно необходимы ей. Согласно Ф.Л. Райту, органичная архитектура видит в реальной действительности подлинную романтику человеческого творчества.
Error get alias
Свяжитесь с нами
Звоните или пишите в удобный мессенджер — ответим на все Ваши вопросы.